Микрофоны
tw fb vk
Hot News!

Актриса Ахеджакова Лия


Лия Меджидовна Ахеджакова родилась в Днепропетровске 9 июля 1938 г., в семье актеров – ее мама  Юлия Александровна была  ведущей актрисой, а отец, Меджид Салехович Ахеджаков — главным режиссером Адыгейского областного драматического театра имени Пушкина. Родители не хотели, чтобы дочь пошла по их стопам, мечтали, чтобы она получила надежную  профессию — врача или инженера.

Из интервью Лии Ахеджаковой: «Я выросла в провинциальном театре в послевоенные годы. Вот там – каждый месяц – новый спектакль, а иначе не выживешь – голод. Папа – режиссер этого театра, мама – ведущая актриса, «героиня». Послевоенный провинциальный театр - это голодные актеры, дети, тещи, мамы, тазы, кастрюли, переезды, юг. Мама в кринолине, в белом парике, с накрашенными ресницами. Дикая жара! Я выросла в любви и ненависти к каторжному актерскому труду. И все-таки, у меня осталась на всю жизнь любовь к театру, к провинциальным артистам, к кулисам, к вечным гастролям

Но Лия упорно стремилась к актерству. И, несмотря на то, что в приемной комиссии одного из московских театральных вузов ей сказали, что ей никогда не быть актрисой, она не сдавалась. Актриса Ахеджакова Лия поступила в Московский институт  цветных металлов и золота, параллельно играла в самодеятельных спектаклях, а затем поступила в  ГИТИС, который окончила в 1962 году. 

На протяжении 16 лет, с  1960 по 1977 год Лия Ахеджакова работала в Московском ТЮЗе. Из интервью Лии Ахеджаковой:  «В ТЮЗе я проработала целых 16 лет,  И хотя мой репертуар был весьма однообразен: куры, птички, зайцы, поросята, ослик Иа-Иа и тому подобные персонажи, я просто не могу забыть то время». Конечно, были и интересные работы. Среди них: Бабушка в спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион» по Нодару Думбадзе, Пеппи («Пеппи Длинный чулок» по Астрид Линдгрен) и другие. В 1977 году она приняла решение оставить ТЮЗ  и перешла в театр «Современник», где довольно долго (семь лет!) не было ролей. Однако, именно здесь она сыграла свои знаменитые театральные роли. Одна из них – в спектакле  Романа Виктюка  «Квартира Коломбины», где ей довелось сыграть четыре главные роли, с этого спектакля началось сотрудничество с Романом Виктюком, которое продлилось почти десять лет.

Еще один звездный спектакль Лии Ахеджаковой – «Крутой маршрут», который Галина Волчек  поставила по книге Евгении Гинзбург. Ахеджакова Лия сыграла роль Зины-татарки, жены одного из руководителей Татарии, который стал жертвой террора середины тридцатых годов. Зина, уже находясь в камере, была совершенно уверена, что товарищ Сталин не знает о том, что происходит в стране и ответственность за аресты невинных людей лежит на плечах других людей – например, на  Ежове.

Кроме этого, актриса задействована во многих антрепризных постановках, в частности, в спектакле «Персидская сирень», по пьесе Николая Коляды.

Из интервью Николая Коляды: «Я давно не видел такой самоотверженной любви к театру. Ахеджакова может по четыре часа к ряду прыгать, бегать, делать какие-то движения… У меня самого не хватает «дыхалки», а она все работает. Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребенка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно».

Режиссером, открывшим Лию Ахеджакову для кино, стал Эльдар Рязанов, сотрудничество с которым продолжается почти 40 лет.

Из интервью Лии Ахеджаковой: «Успех очень часто зависит от случая. Вот как тут, например. Звонит мне Рязанов. Мне - совершенно неизвестной актрисе. И предлагает сняться в маленькой роли в «Иронии судьбы». Я читаю и вижу, что играть там в общем-то нечего. Тем не менее, поехала на встречу с Эльдаром Александровичем. И сказала ему: «Эльдар Александрович, я вас обожаю, но сниматься не хочу. Я хочу дождаться, когда вы напишете для меня роль». А он говорит: «Лучше сняться у хорошего режиссера в крошечной роли, чем в главной роли у какого-нибудь...» Уговорил. А дальше уже был «Служебный роман», потом он написал для меня роль в «Гараже», потом были «Небеса обетованные» и «Старые клячи».

  Рязанов специально выстраивал под  Ахеджакову роль секретарши Верочки в  «Служебном романе». Обычная секретарша стала одним из самых ярких персонажей фильма, неожиданным, прелестным. Маленькая (ее рост всего 150 см), смешная актриса умеет подняться в своих киноролях от смешного к трагическому, от мелкого к великому, запомниться в эпизоде и роли второго плана. Важным для актрисы стал фильм «Старые клячи», где она сыграла вместе со своим отцом. Она много снималась, но для зрителей, в основном, остается «рязановской актрисой».

Так, за роль в трагикомедии  Рязанова «Небеса обетованные», признанной фильмом года, она, по результатам опроса журнала «Советский экран», была названа лучшей актрисой 1991 года. Однако, в 2006 году Лия Ахеджакова  снялась в фильме «Изображая жертву» режиссера Кирилла Серебренникова и получила за эту неожиданную роль «Нику». Актриса отличается активной гражданской позицией, часто дает интервью по политическим вопросам, выступала против суда над Ходорковским, критикует действия власти.

Лия Ахеджакова  трижды была замужем. Первый муж – актер Малого театра Валерий Носик, второй супруг – художник Борис Кочейшвили. В третий раз Лия Ахеджакова вышла замуж в 2001 году, в возрасте 63 лет за фотохудожника Владимира Персиянова.

Оцените статью:
Комментарии

Ваш комментарий
Имя
Текст комментария
Введите код с картинки



close
Вход
Логин
Пароль
Забыли пароль?
close
Регистрация
Логин (мин. 3 символа):*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Адрес e-mail:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.