Мог ли маленький мальчик Лулу (Люсьен) Гинзбург, родившийся в многодетной семье русских евреев-эмигрантов, предположить, что он станет одним из известнейших представителей европейского арт-бомонда второй половины прошлого века? Конечно, семья Гинзбургов имела прямое отношение к искусству. Его отец Иосиф и мать Ольга закончили Петербургскую консерваторию. Отец был музыкантом и композитором, а мать − певицей. Однако, сам Люсьен в юности вынашивал другие планы.
После второй мировой войны, во время которой семья Гинзбургов была вынуждена покинуть Париж, они возвращаются в столицу Франции и молодой Лулу сначала поступает в лицей Кондорсе, а затем в Школу изящных искусств (Academie Monmartre) . Он мечтал стать художником. Однако, Серж Гинзбург, биография которого полна безудержных и необъяснимых поступков, не смог долго заниматься одной живописью. Его натура требовала разностороннего творчества. Более того, переживая однажды острый личностный кризис, он сжигает все свои живописные работы.
В Academie Monmartre Люсьен знакомится со своей первой женой − Элизой Левицкой, которой впоследствии посвятит одну из своих известных песен. С первой женой начинающий художник прожил 10 лет, с 1947 по 1957 год, во время которых он успевает отслужить в армии и поработать педагогом. Молодость Люсьена Гинзбурга была наполнена событиями и поиском своего жизненного пути, не даром она припала на самые бурные десятилетия европейской истории ХХ века. Но в конце 50-х годов произошли события, полностью определившие будущую судьбу артиста. Продолжая поиск себя и имея неплохое домашнее музыкальное образование, а также генетически заложенные способности, Люсьен пробует заниматься и музыкальными подработками.
Благодаря связям отца он устраивается в модный парижский клуб "Milord L'Arsoille" простым музыкантом, а также неохотно пробует себя в качестве певца. В это время и рождается собственно Серж Гинзбур − псевдоним, ориентированный на французскую публику (Серж − подчеркивает русское происхождение, а Гензбур − звучит на французском гармоничнее, чем еврейский оригинал) . Карьера певца начиналась более, чем скромно, и трудно было предположить, что всего через несколько лет Европа будет зачаровано слушать и наблюдать за отношениями в дуэте: Бриджит Бордо и Серж Гинзбур. Вообще, в судьбе артиста важную роль сыграли именно известные личности.
Так, первоначальный толчок настоящая карьера композитора, певца и поэта Сержа Гинзбура получила благодаря положительному отзыву Бориса Виана, услышавшего несколько композиций в его исполнении в клубе "Milord L'Arsoille". А мнение Бориса Виана, неудержимого, гениального экспериментатора в литературе и музыке, было весьма весомым аргументом в артистических кругах Франции того времени. На Гинзбура не просто обратили внимание, теперь его стали воспринимать как значимую единицу парижского артистического бомонда. Нельзя сказать, что первый успех был оглушителен. 60-е годы прошлого века не были временем выскочек и однодневок. Тогда ценились артисты, творящие по-настоящему что-то новое.
Серж нашел свой творческий путь, благодаря неудержимой тяге к музыкальному и композиторскому экспериментированию. Он постоянно искал новые мелодии, смешивая популярные мотивы с джазовыми, латиноамериканскими, классическими аранжировками. Кроме того, он стал одним из первых, кто в 60-х годах начал применять рок-н-рольный саунд и электрогитару, аранжируя популярные песни. Постоянное творческое новаторство создало ему репутацию композитора, которого серьезно воспринимали коллеги по цеху. Однако, Серж Гинзбур, песни которого в середине 60-х годов стали действительно широко тиражируемыми, имел и другую репутацию: скандалиста, мастера эпатажа, алкоголика и, наконец, ловеласа. Будучи дважды женат официально и дважды − гражданским браком, Серж не ограничивал себя в любовных связях. Да и как мог это себе позволить модный французский композитор и певец в то время, когда армия его поклонников исчислялась уже миллионами?
Поэтому, когда певец записывал серию дуэтов с воплощением женской красоты Бриджит Бардо, публику больше интересовали их личные отношения. Хотя, творческое сотрудничество Гинзбура со звездами мегавеличины всегда приносило и великолепные творческие плоды.
Наверное, самым плодотворным десятилетием творческой жизни артиста стали семидесятые годы. Это десятилетие прошло у Сержа под знаком бурного творческого и любовного союза с английской актрисой Джейн Биркин, которая родила ему дочь Шарлотту. В это время Гинзбур пишет великолепные и вызывающие песни (многие из них исполняет в дуэте с гражданской женой) , занимается литературным и публицистическим творчеством, снимается в кино и на телевидении − работает и живет, не щадя ни сил, ни здоровья.
Окончание длительных отношений с Джейн Биркин, Серж Гинзбур отправляется переживать на Ямайку, где вместе с Бобом Марли экспериментирует со стилем регги. В 80-х годах в творчестве певца и композитора уже чувствуется жизненная усталость. Серж никогда не вел здорового образа жизни: алкоголь, табак, марихуана были его постоянными и надежными спутниками. И хотя это десятилетие можно назвать временем подведения творческих итогов − Гинзбур проводит множество концертных туров, но все же чувствуется, что лучшие творческие десятилетия позади. Но это были действительно десятилетия славы, когда внешне невзрачный, часто пьяный, неопрятный и грубый еврей был иконой стиля французского арт-бомонда.
Его песни исполняли Катрин Денёв и Далида, Ванесса Паради и Изабель Аджани, а также многие другие популярнейшие исполнители. Гинзбур, родившийся в семье, вынужденной бежать сначала из коммунистической России, а затем претерпевать антисемитские гонения в начале 40-х, стал настоящим символом творческого сообщества Франции второй половины прошлого века. Действительно, биография Сержа Гинзбура переполнена невероятными жизненными поворотами и творческими перипетиями, множеством безумных выходок и любовных связей. Какое же сердце выдержит всё это? Не выдержало оно очередного приступа и у 62-летнего Гинзбура. Умер он 2 марта 1991 года. День же, когда его хоронили (7 марта) был объявлен во Франции днем национального траура.