Восьмидесятые были особенным временем в истории XX века. Рушились и возникали политические режимы, мир переживал крах старых идеологий, перебарывал последствия кризиса 70-х, искал пути нового культурного становления.
Америка проиграла Вьетнам, пережила расцвет и падение эпохи хиппи, ощутила привкус горечи в понятии «сверхдержава», на сцену ее голубых экранов приходил рок, в сценариях все чаще начал проглядывать депрессивный постмодернизм, готика, отстраненность и безразличие. Изменилось кино, изменилась музыка, искусство, идеалы, пришло время поколения Х и его героев.
Неудивительно, что именно в 80-х, когда в кино Мэл Гибсон колесил по трассам постапокалиптического мира в «Дорожном воине», терминатор возвращался из будущего, чтобы уничтожить прошлое, а кумирами молодежи становились бунтари и мечтатели вроде Фонзи, началась, блеснула и завершилась карьера такого неоднозначного актера, как Ривер Феникс.
За идеалами сквозь нищету
Родителями Ривера Феникса были бунтари и мечтатели эпохи хиппи, люди, искавшие себя в Боге и новых идеях. Джон и Арлин Боттом были вегетарианцами, фанатами здорового образа жизни, людьми неглупыми и начитанными, они происходили плоть от плоти из протестной культуры семидесятых, духа перемен шестидесятых.
Своего сына, появившегося на свет в 1970-м году (Метолиус, Орегон), они именовали в честь легендарной и неоднозначной книги «Сиддхартха» философа Германа Гессе и песни «Хей, Джуд» исполненной «Биттлз». Ривер Джуд Феникс, без сомнения, вырос в необыкновенной семье, его родители почти сразу после рождения сына присоединились к сектантской общине «Дети Бога», следуя идеалам которой, много путешествовали по миру, особенно по Южной Америке, в качестве миссионеров. Они искали себя, шли путем своих идеалов, как впоследствии поступил и их сын.
Озарение пришло, как это бывает, неожиданно, когда Джон и Арлин осознали, что идеалы «Детей Бога» завели их в лачугу у океана, на пляже под Каракасом, где они едва сводили концы с концами, с трудом добывая пропитание для себя и своих детей. Ривер и его сестра Рейн, совсем еще маленькие, находили спасение от злобы мира в музыке, а заодно зарабатывали себе и родителям на жизнь, распевая религиозные гимны на улицах города и распространяя религиозную литературу.
Вскоре счастье улыбнулось бывшим хиппи, «Детям бога», борцам за права животных и окружающую среду. Благодаря своему другу, в трюме транспортного корабля Джон и Арлин, а с ними Ривер и Рейн, сумели вернуться в США. Семья обрела новый шанс, новую жизнь и отпраздновала это сменой фамилии на Феникс. После возвращения в США, «новоиспеченные» Фениксы сумели дать своим детям возможность выйти в люди, борьба за идеалы, демонстрируя весь дух грядущих 80-х, превратилась в борьбу за собственное благополучие.
Первый успех пришел к Риверу Фениксу на местном шоу талантов, где он и сестра сумели завоевать призовые места, а позже Джон устроился на NBS секретарем, питая обоснованную надежду поддержать карьеру сына. Позже, это решение стало «билетом» в мир шоу-бизнеса для всех пяти детей Фениксов. Хоакин и Ривер Феникс – стали двумя ярчайшими звездами этой семьи, но не единственными.
Киногерой нового поколения
Ривер Феникс начал с небольших ролей в рекламных роликах и «второсортных» ситкомах, но очень быстро добрался до первых ролей в знаковых картинах восьмидесятых годов. Феникс успел переиграть в фильмах с самыми звездными актерскими составами своего времени.
Путевку в «мир больших софитов» дала Фениксу его бессменный затем продюсер Айрис Бартон, которая заметила талантливого юношу в 1980-м году.
Благодаря Айрис, Ривер сумел получить роли в сериале «Фантазия», затем в сериале NBS«Семь невест для семи братьев», а за время съемок сериала «Семейные узы», где он играл Юджина Форбса, ставшего кумиром для молодежи 80-х, Ривер потерял девственность, а потом попробовал марихуану. Ривер Феникс, цитаты из его фильмов, манера поведения его героев, их поступки и мечты сделали актера одним из ярчайших кумиров поколения Х.
«Серьезной» карьера актера стала после роли в фильме «Выживание», а крупный успех ему принесло кино «Исследователи», где он играл одновременно «нерда» и хулигана, решившего с друзьями покинуть Землю, в поисках инопланетного разума (этот сюжет был спародирован в сериале «Южный парк», культовом для поколения 2000-х).
Самой звездной ролью, принесшей ему номинации на «Золотой глобус» и «Оскар» стал для Феникса «Бег на месте». «Лучший актер-мужчина второго плана» 1989 года завоевал «золотого рыцаря», а также сыграл молодую версию Индианы Джонса в том же году.
Дружба, любовь и смерть
Киану Ривз и Ривер Феникс стали друзьями после съемок фильма «Я люблю тебя до смерти». Духовная близость этих двух людей, продлилась до самой смерти Феникса, обогатив обоих знаменитых актеров и навсегда оставив несмываемый след на судьбе Ривза.
Самой яркой картиной с участием обоих друзей стал артхаус о друзьях-геях «Мой личный штат Айдахо» - часть трилогии знаменитого в богемных кругах режиссера Гаса Ван Сента. За роль бездомного юноши, вынужденного продавать свое тело, Феникс получил высочайшую награду престижного венецианского кинофестиваля – кубок «Вольпи».
Саманта Мэтис и Ривер Феникс познакомились на съемках знакового для будущей пары фильма «То, что называют любовью». Ради Саманты Ривер вскоре бросил девушку, с которой прожил несколько лет.
Мэтис стала последней любовью актера, полностью разделяя его идеалы вегетарианца, страсть к музыке (Феникс был лидером собственного некоммерческого проекта, активно общался с рокерами 80-х), вдохновенной игре, ярким впечатлениям, и наркотикам.
Феникс был кумиром молодежи, ему готовили роли Рембо, героя «Интервью с вампиром», Энди Уорхолла. Но Ривер не успел, он умер в 1993 году, от передозировки наркотиков у ступеней частного клуба Джонни Деппа «The Viper Room», блеснув яркой кометой – музыкантом, актером, борцом за окружающую среду, навсегда оставшись «героем восьмидесятых».