Это сейчас многие уже привыкли к независимому и авторскому американскому кино, подобных режиссёров с каждым годом становится больше, каждому есть, что сказать. Однако несколько лет назад всё было совсем иначе, и Джима Джармуша с долей вероятности можно назвать первопроходцем американского авторского кино.
Голливудская продукция никогда не вызывала в молодом американце Джиме значительного интереса, его больше влекли книги и рассказы - именно поэтому парень поступил на факультет журналистики и литературоведения. Под конец обучения учебное заведение отправило молодого человека в Европу, в Париж, всего на один семестр - поработать в архивах, закрепить знания.
Джармуш честно отправился в архив, но не литературный, а кинематографический - Синематику. И.. . пропал. Ему открылось новое кино - умное, глубокое, заставляющее зрителя задуматься над какими-то вещами. Такое, которое задаёт вопросы, но не даёт ответов, и зрителю приходится искать их самостоятельно. Такое, где герои ведут себя совершенно иначе, чем в привычных Джармушу голливудских фильмах.
Другая манера съёмки, другой почерк режиссёров, игра актёров - всё это настолько захватило Джима, что вместо семестра он задержался на год, а как вернулся в Америку - поступил в университетскую киношколу, забросив журналистику.
Первый же фильм Джармуша, снятый им ещё во время учёбы, принёс ему известность, награду Мангеймского кинофестиваля и признание европейской публики. Каждая новая работа - очередная награда. "Фирменный стиль" режиссёра легко узнаваем, и хоть от фильма к фильму он совершенствуется, оттачивается, тем не менее в своей основе остаётся таким же, как был в начале творчества.
Фильм "Мертвец" Джима Джармуша - седьмой в его фильмографии. К этому времени режиссёр накопил уже достаточно опыта и пороху, чтобы снять кино, значительно отличающееся от предыдущих своих работ, в которых преобладали свободное настроение, некоторая комедийность ситуаций и отсутствие явных проблемных тем.
Конечно, социальные проблемы в своих фильмах Джармуш поднимал и раньше, но ещё никогда они не были такими серьёзными и неоднозначными. Некоторые критики впоследствии даже называли "Мертвеца" Джармуша его первой остро-политической картиной, хотя сам режиссёр вообще не считает этот фильм политическим, он не ставил перед собой такой цели.
Выполненная в контрастной чёрно-белой гамме и в то же время с многообразием серых оттенков, картина цепляет взгляд первыми же кадрами. Немало способствует этому и музыка Нила Янга (Neil Young) - чудесные, звучные гитарные аккорды, мистическим образом переплетающиеся с видеорядом, создают потрясающую атмосферу фильма. В главных ролях - красавчик Джонни Дэпп и неподражаемый Гэри Фармер. Настоящий индеец, кстати: из индейского племени кайюга.
Несмотря на внешнюю простоту сюжета, в этом фильме существует несколько уровней смысла: одиночество человеческой души, непонятость, насилие, жизнь и смерть, уродливость индустриальной эпохи уже в момент её зарождения, геноцид коренного населения Америки в угоду сиюминутным коммерческим целям. Эти темы не слишком бросаются в глаза при первом просмотре фильма, но с каждым последующим (когда уже не надо отвлекаться на сюжет) раскрываются всё сильнее и всегда новыми гранями.
Почему "Мертвец"? Джим Джармуш так выстроил сюжет, что главный герой - молодой человек Уильям Блэйк - практически в начале фильма получает пулевое ранение, и на протяжении всей остальной картины вынужден убегать от банды головорезов, медленно умирая при этом. Его сопровождает Никто - коренной американский житель, индеец, цитирующий на память поэзию Уильяма Блэйка - знаменитого английского поэта-мистика, а заодно - полного тёзки главного героя.
В самом конце фильма индеец Никто отправляет Блэйка по волнам реки, "вернуться туда, откуда ты пришёл". Умер ли герой Дэппа сейчас, лёжа в лодке, или он умер ещё раньше, в какой-то из моментов их путешествия, а может, он умер в самом начале, получив пулю, и всё остальное - лишь странствия покидающей мир души? Джармуш не даёт чёткого ответа на этот вопрос, предлагая каждому зрителю найти его самостоятельно.
Этот фильм действительно отличается от тех, которые до этого снял Джим Джармуш. Фильмография самого режиссёра оказала меньшее влияние на "Мертвеца", чем работы некоторых японских авторов: тема смерти, так или иначе присутствующая в любом из предыдущих лент, никогда не раскрывалась так глубоко и экзистенциально, зато очень созвучна японской философии и, в частности, некоторым фильмам Такеши Китано.
Поэтому справедливо будет утверждать, что Джармуш перешёл на новый, более глубокий уровень режиссуры и сценарной работы, именно с "Мертвеца". Этот фильм - знаковый в его карьере.
Кстати, здесь есть и ещё некоторые отличия от предыдущих лент. Например, до "Мертвеца" музыка в фильмах Джармуша была не связана с контекстом, а существовала независимо, лишь для создания необходимой атмосферы, не неся в себе дополнительного смысла. Для саундтрека к "Мертвецу" Джим пригласил композитором канадского музыканта Нила Янга, и последний написал музыку за три дня непрерывного просмотра киноленты, импровизируя по ходу происходящего на экране.
В этом фильме - эмоции Нила Янга, то, как он воспринимает сюжет и смысл. Поэтому музыка неотделима от видеоряда, она "вшита" в него каждым аккордом, каждой нотой, и погружает в атмосферу фильма мгновенно.
Ещё одним отличием стала работа с актёром главной роли - Джонни Дэппом. Обычно Джармуш привык несколько раз репетировать с актёрами перед началом съёмок, для того, чтобы суметь найти необходимое "звучание" и состояние, идеально подходящее герою ленты. Но, к сожалению, Дэпп смог приехать на съёмки лишь перед самым их началом, и времени на репетицию не было совершенно.
Однако Джармуш вспоминает, как он был восхищён: "Я был поражён, насколько он точно наметил линию эмоционального развития своего персонажа на протяжении фильма. Он сделал это совершенно самостоятельно". (из интервью Скотта Маколея, 1996)
На съёмки каждого своего фильма Джармушу приходится искать деньги всеми правдами и неправдами, но однозначно он игнорирует крупные кинокомпании. Независимый и гениальный, он очень ценит свою работу как режиссёра, так и сценариста, и не терпит, когда в рабочий процесс вмешиваются "ребята от продюсера", указывая, какие сцены надо снять иначе, а какие вообще переделать.
Поэтому, оставаясь "бедняком", Джармуш полностью владеет всеми негативами своих фильмов, а значит, самостоятельно решает и то, как будет выглядеть тот или иной его фильм, и то, как вообще будет развиваться его творчество.