Талант Ирины Юрьевны Розановой позволил ей стать одной из самых известных актрис не только советского периода, но и современности. Не многие актеры, подобно ей, блистали в кино в постперестроечную эпоху, были востребованы в 2000-х годах и продолжают сниматься до сих пор.
Стимулом для творческого развития Ирины Розановой стала любовь к своей профессии, которую она впитала еще в детстве от своих родителей.
Ирина родилась в 1961 году в Рязани. Мать актрисы Зоя Белова – народная артистка РСФСР, которая долгое время играла ведущие роли в Рязанском драматическом театре. Отец Юрий Розанов тоже принадлежал к актерской среде и трудился вместе с супругой. Им обоим отлично было известно, что популярность и актерская работа не только приносят удовлетворение, но и создают на жизненном пути артиста массу проблем. Поэтому для своей дочери родители Ирины грезили совсем другим будущим: они хотели, чтобы она занималась музыкой. Но судьба распорядилась иначе, и Ирина вопреки желаниям отца и матери уехала из родного города в столицу и поступила в ГИТИС на курс О. Я. Ремеза.
В 1988 году девушка окончила театральный вуз и пришла работать в театр-студию «Человек». К тому моменту за плечами Ирины уже были роли в театре имени Владимира Маяковского. Молодая актриса быстро влилась в новый коллектив и подружилась с режиссером Сергеем Женовачем. Вскоре всей командой труппа «Человека» перешла в Театр на Малой Бронной. Одновременно с работой там Розанова строила карьеру на телевидении.
Сейчас Ирина Розанова известна всем как заслуженная и народная артистка РФ, обладательница многочисленных премий и наград. Фильмы с Ириной Розановой в нашей стране многие любят и с удовольствием пересматривают по несколько раз.
А началось для нее все в 1985 году с роли Люси в дебютном фильме Александра Калягина «Подружка моя». Следом за этой небольшой работой последовала более масштабная и значительная: Ирина снялась в мелодраме «Алый камень», сыграв там молодую девушку Наташу. Героиня Ирины в этом фильме переживает серьезный жизненный перелом, и начинающей актрисе удалось донести до зрителя всю драму ситуации.
Успешное начало карьере в кино было положено. И вскоре Ирина вновь оказалась на съемочной площадке драмы «Жизнь Клима Самгина» и психологического детектива «Конец операции «Резидент». Для Розановой возможность сыграть на первых порах глубоких драматических персонажей открыла широкие перспективы. Она не стала заложницей одного образа, с блеском исполняя различные роли. Например, в вышедшей в 1987 году комедии «Где находится нофелет? » Ирина сыграла Валентину, строгую и одновременно хрупкую, вызывающую сочувствие женщину.
В конце восьмидесятых годов Розанова активно продолжала сниматься в кино. От предложений не было отбоя. Зрители отлично помнят странную Таню из «Единожды солгав», красавицу Марию из «Слуги» и обаятельную Маруську из «Биндюжника и Короля».
Много шума в нашей стране наделал фильм «Интердевочка». Но Ирина Розанова, сыгравшая там, получила широкую известность не только благодаря этому. Создать такой сложный образ, передать все оттенки эмоций грубой проститутки Симы-Гулливер, мечтающей об обычном женском счастье – дорогого стоит. Актриса с блеском справилась со сложной задачей.
Несмотря на то, что тогда Ирина уже была знаменита на всю страну, в ее карьере все только начиналось. Фильмография Ирины Розановой девяностых годов включает в себя такие знаменательные картины как «Гамбринус», «Облако-рай», «Анкор, еще анкор! », «На тебя уповаю», «Дети понедельника», «Не послать ли нам гонца? ». Роли, сыгранные Розановой в этих фильмах, отличались друг от друга: то она представала в образе жестокой и грубой воспитательницы Иры («На тебя уповаю») , то искренней и любящей Лиды («Дети понедельника») . Но всех персонажей объединяло одно – удивительная живость и натуральность, с которой актриса вписывалась в образ.
В 1993 году Розанова получила сразу несколько наград за фильм «Анкор, еще анкор! »: приз «За лучшее исполнение главной женской роли» кинофестиваля «Созвездие», приз «Золотой овен» и другие.
Сложное время, когда вся страна, в том числе и кинематограф, переживали разруху, Ирина Розанова смогла с достоинством пережить. Она по-прежнему была востребована как на сцене театра, так и в кино. Достаточно вспомнить фильмы «Ворошиловский стрелок», «Когда все свои», «Примадонна Мэри», телесериал «Петербургские тайны», где зрители могли видеть талантливую игру Ирины Розановой.
2000-е годы в творческой карьере актрисы начались для нее с роли матери главного героя в кинокартине «Два товарища». Затем последовали яркие работы в «Механической сюите», «Дикарке», «Саломее». Марья Петровна в «Дикарке» очень похожа на всех остальных персонажей Розановой: это с виду сильная, даже жесткая женщина, переживающая серьезную трагедию.
Новый век многое изменил не только в социальной сфере, но и в культурной жизни России. На первый план вышли рейтинговые телесериалы, и даже тогда актриса осталась востребованной, а зрители продолжали смотреть фильмы с Ириной Розановой. Она активно участвовала в съемках сериалов «Девять месяцев» (Елена Иванова) , «Женщины в игре без правил» (Оль Передреева) , «Каменская» (Татьяна) , «Достоевский» (Лизавета Федоровна Корвин-Круковская) . Не обошлись без таланта актрисы и режиссеры, начавшие возрождать отечественный кинематограф и приступившие в конце 2000-х годов к работе над новыми картинами. Розанова сыграла в «Глянце», «Стилягах», «Иронии любви», «Двух днях».
Запомнились зрителям и блестящие роли Ирины Юрьевны в картинах «Фурцева. Легенда о Екатерине» (там актриса сыграла главную роль) , «Жуков» и «С новым годом, мамы! ». Все эти фильмы вышли уже в десятых годах, в очередной раз доказав, что становившиеся в советский период актеры обладают таким богатым опытом и мощным профессионализмом, что даже время не властно над ними.