Микрофоны
tw fb vk

Вне закона - фильм Джима Джармуша


Это сейчас, говоря "Джим Джармуш", мы подразумеваем талантливого, гениального человека из столь редких для Америки независимых режиссёров, который с самого начала своей карьеры приобрёл статус культового.

Сложно в это поверить, но когда-то Джармуш мечтал быть литератором, учился в университете на журналистике, разбирался в "постструктуралистской литературе", "деконструированном нарративе" и тому подобных вещах и даже поехал в последнем семестре в Париж для обучения. Именно это стало ключевым моментом в биографии Джима Джармуша и подарило миру столь одарённого режиссёра.

Его серебристую голову (Джим начал седеть с 14 лет) чаще видели в Синематике на просмотре фильмов, снятых европейскими и азиатскими режиссёрами, а также режиссёрами Новой волны, чем в библиотечных архивах. Забросив учёбу ради фильмов, парень целый год проработал водителем грузовика, развозя картины покупателям. Его напарником был тоже американец, который до этого год развозил по магазинчикам пиво - и к нынешнему грузу относился так же. Однажды они даже проехали (случайно! ) по огромному полотну модного абстракциониста всеми колёсами, отчего на картине остались характерные следы, - а заказчик этого даже не заметил.

К подобным интересным мелочам как в жизни, так и в своём кино Джармуш относится очень трепетно. Его раздражают голливудские штампы, например: сперва герой находится дома, а в следующем кадре он уже сидит в такси. Что происходило в момент, пока герой ловил такси на улице, долго ли ему пришлось ждать, какие эмоции были у него в этот момент? Мы не знаем. Зато в своих фильмах Джармуш раскручивает сюжеты и характеры героев именно с подобных мелочей, главное - поймать атмосферу, прочувствовать настроение.

Атмосфера и настроение вообще характерны для его фильмов. Что же формирует его уникальный почерк? "Вне закона" - фильм Джима Джармуша, в котором этот почерк чувствуется особенно хорошо. Во-первых, статичная камера, которая не следит за героями, а фиксирует всю картинку целиком. Так зритель имеет возможность не следовать желаниям оператора, а сам решает, куда и на что ему смотреть. Статичные кадры лишают фильм динамики, но придают ему шарм небрежности и неспешности. Во-вторых, сами характеры актёров. Как правило, герои фильмов Джармуша - маргиналы, по возрасту молодые, но брюзжащие точь-в-точь как старики. В-третьих, фильмы Джармуша лишены налёта экзистенциальности - хотя они сняты про аутсайдеров, но не ставят перед собой цели донести какую-то "особенно глубокую мысль", они просто наблюдают.

Хотя, конечно, глубокие мысли в работах Джармуша присутствуют - просто потому, что режиссёр сам по себе глубокий человек.

Джим Джармуш "Вне закона" разрешил дублировать на французском языке - и это большая редкость, поскольку Джармуш крайне щепетилен в вопросах языка как такового, и дубляжа на другом языке в частности. Для него эмоции, проявляющиеся не только в мимике, но и в интонациях конкретного актёра, слова и выражения, имеющие определённое фонетическое звучание - всё это помогает создать особую атмосферу, которую так легко разрушить неподходящим (по духу) дубляжом. Так почему для французов был сделан такой жест?

Дело в том, что Роберто Бениньи (итальянский актёр, исполнитель роли одного из трёх главных героев фильма) очень плохо говорил по-английски, и во время съёмок постоянно путался в словах. Но его роль как раз этого и требовала, поэтому происходящее на экране воспринимается зрителем максимально естественно. Французский язык Бениньи знал ещё хуже, чем английский, так что при дубляже на французском языке удалось сохранить нужный эффект.

Два других актёра в фильме - Джон Лури и Том Уэйтс - вообще не актёры, а музыканты. Владея артистизмом, но не имея "актёрской зашоренности", они прекрасно сумели передать эмоции и характеры своих героев, потому что они не столько играли в этом фильме, сколько проживали каждую сцену. Благодаря таким нехитрым приёмам кинолента обретает невероятную искренность и правдивость.

Права на все фильмы Джима Джармуша принадлежать ему одному: режиссёр крайне ценит рабочий процесс и никем не ограничиваемое творчество, ему претит, когда какой-нибудь спонсор сидит рядом и указывает, как лучше снять вот эту сцену, и как правильнее смонтировать вот ту. Многие продюсеры, видя необыкновенную популярность Джармуша, предлагают ему контракты и деньги, но тщетно: Джим снимает только то (и только так) , что хочет.

Возвращаясь к тому же "Вне закона", одни продюсеры, которым он показывал сценарий, соглашались снять фильм, но настаивали на цветной картинке (лента чёрно-белая) , другие, позвав в консультанты сценариста с дипломом престижного университета, раскритиковали сюжет. Дескать, это вообще не сценарий для полнометражной картины, поскольку "по правилам одна страница сценария - это одна минута фильма, а у Вас тут выходит всего 53 минуты". Не меняя сценария, Джармуш снял фильм в 107 минут.

До сих пор Джим Джармуш удерживает свои позиции и является одним из немногих по-настоящему независимых американских режиссёров, снимая фильмы, моментально становящиеся шедеврами мировой кинокультуры. А значит, находится на правильном пути.

Оцените статью:
Комментарии

Ваш комментарий
Имя
Текст комментария
Введите код с картинки



close
Вход
Логин
Пароль
Забыли пароль?
close
Регистрация
Логин (мин. 3 символа):*
Пароль:*
Подтверждение пароля:*
Адрес e-mail:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.