Допустить драку на обычном вокзале где-то в Европе, конечно, можно. Но чтобы при этом сражался мужчина с женщиной, да еще по всем канонам восточных единоборств – уже вряд ли. Что при этом будут абсолютно бездействовать зрители – практически невероятно. Однако, это в реальности будней европейского вокзала, а в кинофильме, да еще снятом Вонгом Карваем, это смотрится естественно и уместно.
Задать тон фестивалю
Сцена, описанная выше, вошла в фильм «Великие мастера». Вонг Карвай вернулся в большое кино после шестилетнего перерыва. И сразу – на 63-й Берлинский международный кинофестиваль, где его кинолента открывала программу. Конечно, смысл сражения вовсе не в столкновении мастеров. Картина Карвая говорит о вечном, об отношениях между мужчиной и женщиной, о времени и любви, это время останавливающей. А драки и разрушения – всего лишь способ это выразить.
В фильме нашлось место для известного Ип Мана, популяризовавшего кунг-фу. Его роль исполнил Тони Люн. Задействована и женщина, дочь главы семейства Гонг, и коварные соперники, и загадочные наемники спецслужб. И все они участвуют в истории сохранения древнего искусства, дошедшего в итоге и до Брюса Ли.
Вечный Ип Ман принес на международный кинофестиваль в Берлине дух Востока. Дух спокойствия и постоянства, так противоречащий Берлинале с его быстрой реакцией на вызовы мира. Несомненно, картина окажет свое воздействие на фестиваль. Девятнадцать фильмов из разных стран, включая российский «Долгая счастливая жизнь», сотворенный Содербергом «Побочный эффект» и созданный Гасом Ван Сентом «Земля обетованная», будут восприниматься несколько иначе. Быть может, именно такой союз Востока и Запада и станет образцом взаимодействия культур не только в вымышленном мире современного кинематографа.
Видео