Для Андрея Тарковского человек, который не способен к самопожертвованию - это неподлинный человек. Если мы по-настоящему любим, то жертвуем всем. Для Тарковского соревнование полов - это не проблема. В его фильмах мир персонажей-мужчин - это мир рыцарей для самопожертвования, от Александра до Ивана. Но они служат - не для женщины, а сакрально-изначальному в космосе и в человеке.
Любопытный диалог об отношениях мужчина-женщина и о предназначении женщины состоялся с Ириной Геерк - швейцарской журналисткой, в Лондоне. Приведу фрагмент этого красноречивого интервью с Тарковским.
- Я являюсь зрительницей. И заметила, что у всех ваших фильмов повторяется традиционный женский образ. Женщина любящая или женщина загадочная, но она всегда – дополнение, придаток мужчины. Мужской мир доминирует. Что вы можете об этом сказать?
- Внутренний женский мир мне трудно представить, об этом даже как-то не думал. Но на мое мнение, с миром мужчины он должен быть связан. Когда женщина одинокая - это ненормально.
- А когда мужчина одинокий - нормально?
- Да. Это нормальней, чем не одинокий мужчина. Наверное, из-за этого в моих картинах или совсем нет женщины, или она появляется по необходимости. Там, где присутствует женщина, в "Солярисе" или в "Зеркале", она зависит от мужчины. Это вам не нравится?
- Себя я в этом мире не вижу. Это мужской мир.
- На ваше мнение, если вы живете с мужчиной общей жизнью, то он вынужден зависеть от вашего внутреннего мира?
- Нет. У меня свой мир, у него свой.
- Но так невозможно. Если вы отделены от мира мужчины, то это значит, что у вас нет ничего с ним общего. Отношение будут безнадежны, если мир не станет общим. Настоящие отношения должны менять внутренний мир, а иначе непонятно, для чего это все...
- Андрей Тарковский, а разве вы лично не встречались с женщинами, которые не хотели растворяться в вашем мире?
- Я бы с такой женщиной не смог общаться.
- Почему бы вам самому в ее мире не раствориться?
- Я не есть растворим. И мне кажется, что женский смысл жизни и смысл ее любви заключается в способности к самопожертвованию. Я ни одного примера не знаю, когда бы женщина стала по-настоящему великой, стараясь сохранить свой внутренний мир в неприкосновенности.
- Вы всех нас просто в эту роль замуровываете. Ведь эта роль настолько старая, что...
- Как можно любовь сравнивать со старой ролью? Послушайте. Это, конечно же, дело личное. Но я уверен, что внутренний женский мир зависит от чувств, испытывающие к мужчине потому, что... чувство женщины тотально.