Творческая карьера Стэнли Кубрика началась в 13 лет, когда отец подарил ему фотокамеру. Фотографирование так увлекло Стэнли, что в 17 лет он не стал поступать в колледж, а устроился на должность фоторепортера в журнал «Look». Но позже Кубрик увлекся кинематографом, и это увлечение стало решающим в его судьбе. «Пробой пера» будущего режиссера стали фильмы «День боя» и «Страх и желание», которые Стэнли снял за деньги, одолженные у дяди. И здесь впервые проявился перфекционизм Кубрика: ему не понравился «Страх и желание», и он выкупил из кинопроката все копии этой ленты.
Первый успех пришел к Кубрику с работой «Убийство», а международное признание – с фильмом «Спартак». Несколько удивляет тот факт, что режиссер, так плодовито работавший на старте карьеры, снял за весь творческий путь только 13 полнометражных фильмов. Причем все они, несмотря на характерный и гениальный режиссерский почерк, весьма разноплановы, относятся к разным жанрам.
Например, «Заводной апельсин» поднимает социальные проблемы, «Барри Линдон» - исторический фильм, а «Сияние» Стэнли Кубрик снял в жанре фильма ужасов. Все эти три работы, созданные в 1970-х годах, были экранизациями литературных произведений, но режиссер переосмыслил сюжет, и даже несколько изменил их. Так, по поводу «Сияния», где в главной роли снялся Джек Николсон, он даже вступил в конфликт со Стивеном Кингом, по роману которого был снят фильм. Кинг обвинял Кубрика в изменении сюжета, однако критики признали, что экранизация получилась более сильной и страшной, реалистичной и напряженной, чем литературное произведение.
В 1987 году режиссер возвращается к острой социальной тематике в «Цельнометаллической оболочке» - фильме о войне во Вьетнаме. Естественно, этот фильм вызвал очень противоречивые отзывы, после чего Кубрик замолчал на целых двенадцать лет. Но следующая (и последняя) работа режиссера, увидевшая свет в 1999 году, «Широко закрытые глаза», стала самой удивительной в творчестве Кубрика. В фильме задействованы такие звезды, как Николь Кидман и Том Круз. Режиссер Стэнли Кубрик поднимает в этой картине проблемы сексуального влечения, измены, страха, смерти, эротических забав и семейных тайн. Картина, снимавшаяся в обстановке секретности, словно окутана ореолом таинственности. Смутная недосказанность и незавершенность этой работы со странным названием, а также кончина режиссера спустя неделю после премьеры, вызвали кривотолки и слухи.
Великий Кубрик продолжают будоражить публику и после своей смерти. Недавно были обнаружены 3 сценария, написанные Стэнли Кубриком. Его вдова призналась, что Стэнли мечтал снять фильм о Наполеоне Бонопарте, и с этой целью он изучал биографию «Маленького корсиканца». Кто знает: возможно, скоро мы увидим воплощенные другими сценаристами идеи Стэнли Кубрика?