Недавно на Первом завершилось грандиозное шоу "Точь-в-точь". Телепередача проходила пусть и не в обстановке зрительского ажиотажа, но все же получила довольно внушительную аудиторию. Согласно отчетам статистических ведомств, за весь трехмесячный период существования данной программы в эфире ее предпочитали другим телепродуктам порядка 24-30 процентов зрителей.
Особенно удивительными выглядят подобные цифры в свете того, что "Точь-в-точь" - в определенной степени вторичный проект. Он стал средством удержания той части аудитории, что в 2013-м "влюбилась" в другое успешное шоу - "Один в один", проходившее тогда в эфире Первого в марте-мае. По годовым итогам данная телепередача вошла в пятерку лучших по рейтингу, а обошли ее в Топ-листе лишь бой Кличко с Поветкиным, парад Победы, новостной спецвыпуск от того же 9 мая и другая программа данного канала - "Голос".
Зрители, безусловно, предвкушали второй сезон излюбленного шоу, однако случилось нечто непредвиденное, а в истории отечественного ТВ - вообще беспрецедентное. 1-му каналу по каким-то неведомым причинам не удалось договориться с обладателем прав на "Один в один" - холдингом "ВайТ Медиа". Зато в переговорах намного шустрее выказал себя извечный соперник - "Россия-1". В итоге долгожданное продолжение передача, в которой одни "звезды" перевоплощаются в других (изображать коих им выпадает по жребию) , получила именно там. Поговаривают, будто главную роль здесь сыграл ценовой вопрос - якобы "Россия" предложила правообладателю вдвое больше к той сумме, которую платил за каждый выпуск Первый, - миллион долларов против пятисот тысяч.
Так это или нет, но владелец первой телевизионной кнопки не спешил сдаваться. Его руководство отважилось на некую авантюру - одновременно со стартом второго сезона "Один в один" на соседнем канале запустить собственный схожий проект - "Точь-в-точь". Анонс данной передачи вообще получился весьма ироничным и даже едким в отношении шоу, представляемого соперниками. С помощью двух попугаев в своей рекламе Первый давал понять: они предлагают зрителю не простое подражание ("один в один") , а некий "клон" представляемого артиста ("точь-в-точь") .
Параллели с первым сезоном прошлогодней успешной программы просматривались хотя бы в выборе состава жюри. Царствовала в нем, как и прежде, неподражаемая оперная дива Любовь Казарновская, дававшая строгую оценку вокальным данным участников в конкретных номерах. Присутствовали здесь и привычный уже зрителям Геннадий Хазанов - любитель рассказывать интересные истории о том или ином артисте, чей образ представляли в тот момент на сцене. Леонид Ярмольник получил ныне фактически постоянную "прописку" в судейском составе, и периодически мелькал в нем Александр Ревва. Появились среди жюри и новые лица - Михаил Боярский, Анна Большова, Анна Ардова и поразивший многих зрителей адекватностью оценок знаменитый "Глухарь" - Максим Аверин.
Остались и другие узнаваемые по первому сезону "Один в один" персонажи - к примеру, искрометный ведущий Александр Олешко (правда, в одиночестве, без прежней партнерши Нонны Гришаевой, он уже смотрелся не столь интересно) . Сохранились и великолепные педагоги: Марина Полтева - по вокалу и высокорослый Данила Дунаев - по актерскому мастерству.
Стоит сказать, что сколь-нибудь разительных отличий от идеи "Один в один" у "Точь-в-точь"-2014 не было. Основная концепция: перевоплощение различных отечественных "звезд" в других известных личностей из мира эстрады и кино с помощью грима и подражания голосу и манерам - была идентичной.
Правда, были и некоторые собственные находки создателей проекта 1-го канала. Так, участников было не десять, как в "Один в один", а целая дюжина, и оценивать их членам жюри предлагалось не по ставшей уже привычной системе "Евровидения", а по школьной пятибалльной - к тому же сразу после выступления, а не в конце выпуска.
Сами конкурсанты были лишены возможности влиять на положение соперников в турнирной таблице (с помощью дарения друг другу "пятерок") . Зато появился новый персонаж - некий третейский судья, который в течение всего конкретного выпуска наблюдал за участниками, будучи скрытым от их взоров, а затем, после всех их выступлений, представлял свой номер с перевоплощением, после чего мог выставлять конкурсантам собственные оценки - до пяти баллов.
В роли таких "джокеров" за тринадцать выпусков передачи (за исключением финала) побывали Елена Ваенга, Валерия, Тамара Гвердцители, Лариса Долина, Маурицио Швайцер, Ольга Кормухина, Михаил Боярский, Дима Билан, Филипп Киркоров, Алла Пугачева, Данила Дунаев, Лев Лещенко и Дмитрий Дюжев. Последний своим представлением Аллы Баяновой на несколько минут вверг в шоковое состояние даже многоопытное жюри, члены которого без подсказки не смогли разгадать, кто же скрывается под маской знаменитой артистки - столь замечательным было перевоплощение.
Впрочем, интрига и тайна была верной спутницей всего первого сезона "Точь-в-точь". Вплоть до начала первого выпуска оставался неведомым состав участников - равно как и детали предстоящего шоу. Причем, в отличие от "Один в один", здесь "пропала" кнопка, определявшая, кого именно конкурсанты представят в следующий раз. Принцип выбора конкретных персонажей для участников был телезрителями так и не понят. Правда, существовали тематические выпуски - к примеру, посвященный кинотематике, а также тот, в котором конкурсанты "поменяли" пол: мужчины представляли "звезд"-женщин и наоборот.
Дюжина тех, кто участвовал в "Точь-в-точь", состояла из довольно разноплановых артистов. Здесь и оперный певец Ренат Ибрагимов, и юморист Юрий Гальцев, и музыкант и продюсер Глеб Матвейчук, и получивший режиссерскую специальность Никита Пресняков, и, конечно же, певцы и певицы: Натали, Дмитрий Колдун, Севара Назархан, Татьяна Буланова, Жасмин, Витас, Наталья Подольская и Ирина Дубцова. Последняя вполне заслуженно праздновала викторию, с первых выпусков продемонстрировав недюжинную способность к перевоплощениям. Разделил с нею лавры победителя Никита Пресняков.
Один из наиболее ярких участников шоу - Глеб Матвейчук - заявил, что воплощенными остались не все его идеи, заготовленные для "Точь-в-точь". Так, он особенно жалеет, что ему не удалось осуществить одно из мечтаний - исполнить известнейший дуэт из "Призрака оперы" на два голоса.
Сейчас едва ли кто скажет, будет ли проект "Точь-в-точь" иметь продолжение в предстоящем телесезоне. Однако нельзя не признать, что в нынешнем виде он стал прекрасной площадкой для раскрытия новых граней талантов известных всем медийных личностей, что заставило зрителей их еще больше полюбить.