Альфред Хичкок начинал свою творческую деятельность с немого кинематографа, что не могло не сказаться позже на формировании его фирменного стиля подачи киноматериала. Помимо этого, его ключевыми приемами являлись саспенс и триллер, которые тогда были еще совсем новыми жанрами.
В последние годы саспенс как таковой незаслуженно забыт режиссерами, которые предпочитают более топорные методы воздействия на психику зрителя, а-ля «как выскочит, как выпрыгнет». Альфред Хичкок, ужасы которого имеют несколько иную, тонкую природу: чистое, ничем не испорченное и незамутненное ожидание страшной развязки, держат зрителя в напряжении на «голом энтузиазме». Его лучшие работы отчасти можно сравнить с игрой «Шорохи», в которой есть моменты, когда становится реально страшно даже видавшим виды взрослым мужчинам! Когда вроде бы пока ничего не происходит, но удачно подобранная музыка и мастерски расставленные операторские акценты заставляют сердце сжиматься в малюсенький комок.
Если в современных картинах вы видите некий избитый шаблон, будьте уверены – его изобрел великий маэстро. Однако, какие бы новые приемы ни придумывал Альфред Хичкок, лучшие фильмы он снял все-таки уже после своего переезда в США.
Американский период творчества великого британского режиссера ознаменовался таким шедевром, как «Окно во двор» (1954), в нем сюжет вращается вокруг фоторепортера, прикованного к кровати, который невольно становится свидетелем убийства и пытается его распутать. Хотя в фильме не было эффектных погонь и драк, его буквально растащили на цитаты.
Ранее, в 1945 году Хичкоком был снят «Завороженный», в котором главные роли сыграли Ингрид Бергман и Грегори Пек. Эта картина рассказывала о психоаналитике, раскрывающем преступления не хуже заправского детектива. Здесь же, в США, были сняты «На север через северо-запад» (1959), в котором неподражаемый Кэри Грант сыграл рекламного агента, случайно втянутого в шпионский заговор, а также два главных хита всех времен и народов, ограненные бриллианты: «Психо» (1960) и «Птицы» (1963).
Два этих фильма неофициально-условно составляют некую дилогию – самый крупный и дерзкий эксперимент мэтра по воздействию на психику зрителя. «Птицы» рассказывает о пернатых, которые стали беспричинно нападать на людей. «Психо» же вообще стал чистой классикой, повествующей о человеке с психическими отклонениями. Подобный сюжет впоследствии вылился в десятки фильмов о маньяках. Почему в черно-белом «Психо» кровь кажется красной? Потому что, как во всех лучших фильмах режиссера, действие разворачивается у нас в голове, а это непревзойденный талант.